Моя история. Глава 16

Свадьба Шандера.

В начале ноября была назначена свадьба одного из многочисленных кузенов Анжело, его звали Шандер. Свадьба была расписана. Венчание в местной церкви, куда были приглашены все родные, близкие, друзья. Скамеек свободных почти не было. Мероприятие было назначено на вечер, после 18 ч. Я не представляла как это всё будет, и мне было очень интересно.

Анжело в тот день куда-то пропал и не появлялся до вечера. Я собралась ко времени, а его всё не было. Его мама мне обзвонилась, никто не знал куда он делся. Он появился уже, когда нужно было выходить. Он быстро собрался, ничего не объяснял. У него была ужасная привычка исчезать чтобы зависнуть с друзьями в баре с пивом и не предупреждать меня ни о чем, в норме вещей. Это ужасно выводило из себя. Пропадать таким образом он мог на 6-7 ч и для него это было нормально. Хотя мы много раз разговаривали, что всё решаемо и не было бы проблемы, если бы он просто заранее звонил и предупреждал, что не придет домой. Поскольку все мы знаем, как неприятно ждать дома человека, готовить на двоих, а он просто пропадает с друзьями, а является не ясно в каком часу вечера или ночи в хмельном виде.

В тот вечер за нами заехала его мама с его сестрами, мы сели в машину. Приехав к церкви, я увидела большое скопление народа у входа церкви, все были празднично одеты. Все ждали приглашения войти внутрь. Девочки и мальчики, сопровождавшие невесту с цветами сзади, и несшие лепестки роз в корзинках были как маленькие принцессы и принцы в чудесных одеждах, как с королевских балов.

Правда, я до сих пор не видела невесту и жениха. Зато познакомилась с приехавшими из глубинки, города Три Марии, родными Анжело. Его добрая бабушка Жандира. Я просто влюбилась в эту пожилую женщину, так напоминавшую мне о моем уже прошедшем детстве. От нее веяло неподдельной добротой. Мы фоткались у входа в церковь с Анжело, его мамой, бабушкой, свекром.

Церемония начиналась, всех позвали в церковь. На первых рядах скамеек сели родственники, а чем дальше от сцены, тем более дальние родственники, знакомые. Меня посадили вместе с родными. Церемония началась. Жених ждал невесту у алтаря вместе с падре. Невеста пришла с отцом под руку. Всё как в сериалах показывают. Далее церемония венчания.

Далее выход из церкви, все сели по своим машинам (хотела сказать по своим картежам. И ехали в зал для праздников, арендованный под проведение свадьбы. Был прохладный вечерок. Праздник был в том же спальном районе (Céu Azul), где и сама церемония венчания.

Я, наконец, познакомилась с невестой, женихом, пожелала всех благ и счастья. Я знала заранее, что праздник свадьбы здесь отличается от наших застолий, тем что здесь все больше похоже на фуршет, шведский стол, банкет. Никто не напивается до потери рассудка. Пьют очень умеренно. Никакой водки. Шампанское, пиво, красное вино, вода, газировка, лимонады, соки.

Сначала подавали соленые закуски, разные тарталетки, на блюдах приносили только что сготовленные кусочки шурраско (бразильский шашлык из говядины и свинины). К нему подавали небольшие порции закусочного салатика «Винагрете», не от русского винегрета, а от «винагре» (vinagre — с порт. яз. уксус). Туда входит мелко нарезанный помидор, сладкий перец (разных цветов), лук, уксус, соль.

Далее принесли сырные пирожки, потом закуски с сыром, ветчиной, паштетом. Мы сидели за одним столом с его семьей, остальные были тоже по столикам. Во время праздника были конкурсы и разные хороводы, розыгрыши, игра в фанты. Было весело. Когда-то мне описывали их свадьбу такой тоскливой картиной, что я не ожидала ничего хорошего, а оказалось, что бразильцы умеют делать праздники веселыми.

Позже появились сладкие десерты. Различные бразильские «конфетки». Они делаются обычно в виде шариков в подставочках бумажных или хрустящих. Шоколадные шарики «бригадейру» в шоколадной обсыпке, «Поцелуйчики», чудесно завернутые персональные конфетки «bem-casado» («женатики»). И разные другие с кокосом, с клубникой и шоколадом…

И в конечном итоге появился свадебный торт, (хотя к тому времени, все были уже сыты). Всем досталось торта. Их здесь делают большими, чтобы всей команде (galera) хватило.

Правда, здесь нет обычая подавать чай или кофе к торту. Всё более тривиально. Люди берут себе кусок торта на тарелку (возможно одноразовую) и едят ложечкой или вилочкой. Если хочется запить, то для этого в ход идет холодная газировка, лимонад, на крайний случай сок. То есть жирный тортик еще заливается сверху холодным напитком. В конце праздника я попращалась с молодоженами. Нэйди, моя свекровь, отвезла нас домой.

День прошел нормально. Наступало чувство пустоты внутри, поскольку наши отношения разрушали мои жизненные принципы, сводили на нет все мои интересы, хобби и цели в жизни. Незримое влияние моего избранника, словно радиация, влияли на мою личность и характер в отрицательную сторону.

Увольнение

Начался период, когда Бруно стал писать мне на почту неприятные, угрожающие емэйлы. Ему очень не нравилось, что я прошу своих учеников писать в тетради с доски. Переписывать какие-то вещи, а не просто распечатываю все и выдаю на листках. Я же объясняла это тем, что русский язык гораздо сложнее, чем португальский. И для бразильцев наш алфавит всё равно что арабские закорючки. Каждый бразилец, когда впервые месяцы пишет наши буквы так долго к ним адаптируется, что писать вручную просто необходимо.

Многие бразильцы несколько месяцев подряд пишут букву Б в обратную сторону. И букву И как N. Тем более, что даже в русских средних школах ученики всегда много пишут с доски и с учебника, чтобы лучше запоминать правила русского языка. А тут было такое жесткое неприятие данного факта от моего начальника. Сам он преподавал английский язык и португальский для иностранцев.

Таким образом ситуация накалилась и уже в ноябре 2008, когда мы оба не выносили общества друг друга, я потому что он постоянно лицемерил притворяясь хорошим и добрым перед клиентами и учениками, как только меня не было рядом шептался с Педро и вторым помощником, как он не переваривает меня, терпит только потому что не нашел мне замены. И к тому же делал партизанские попытки полить меня грязью перед моими учениками, когда меня не было рядом. А это уже был перебор по всем статьям.

Анжело пытался мне помочь защищаться от несправедливости. Разговаривал с Бруно. Но ситуация только обострялась, пока не пришла к моменту что называется «Circo pega fogo» или «Bicho pega», когда всё взрывается и последствия необратимы.

В мире бушевал экономический кризис, в Бразилии также началась волна увольнений. В моем случае это было второстепенной причиной. На работе было всё также много работы. Но отношения с начальником с каждым новым днем становились острее. Для меня было вопросом чести вывести лицемерие на чистую воду.

Финальный конфликт на работе случился в ноябре, у меня были дневные уроки. Была группа, с которой я очень хорошо друг друга понимала. Хоть и разновозрастная. Тут был и молодой человек, и зрелая женщина после 50, и девушка чуть за 20….но все были очень милые люди, и обучать их было одно удовольствие. Бруно был в школе в тот день. Он собрался провести какое-то собрание с моей группой и хотел чтобы я вышла из класса. Речь по видимости шла обо мне.

Незадолго до этого дня я разговаривала с моими учениками и поняла, что многие находились в недоумении различными выпадами Бруно в мой адрес. Я постаралась всё объяснить им, и они были на моей стороне.

Однако в тот день, Бруно превзошел самого себя. Прямо при учениках начал угрожать мне, требовал чтобы я дала ему провести закрытое собрание. По его поведению я видела, что он собирается обсуждать меня. Отказалась выйти. На что он, прямо в классе с моей группой, заявил «ты уволена». Мне показалось, что я ощутила огромное облегчение, поскольку ситуация выматывала уже не первый день.

Но дело этим не закончилось. Разговор перешел на личности, между мной и им. Группа вышла из класса и пошла в холл. Остались в классе только я и он. Не забуду момент, как я напугалась, когда мы остались вдвоем, он захлопнул двери и запер на защелку, мне не было возможности уйти. Я оказалась припертой к окну. А он начал угрожайще приближаться, выливая на меня теперь уже открыто всю свою злобу. Я боялась, что он ударит меня, поскольку он сам исключил возможность свидетелей ситуации. Тогда я не на шутку впала в панику. Начал звонить мой сотовый, это был Анжело.

Я ответила, и тут же сказала, что Бруно запер меня в комнате с ним, и я боюсь, что он поднимет на меня руку. Предупредила обо всем. Это заставило Бруно остудить свой пыл. Он сказал мне все гадкие слова и унизительные сравнения какие мог вспомнить, но дальше этого не зашло, к тому, же в двери постучал Педро, секретарь, и ему ничего не оставалось как закончить свою атаку здесь и сейчас.

Позже я приходила за расчетом и подписывала документы об увольнении. Я позвонила в звонок у ворот. Вышел Педро со всеми документами, открыл ворота, но сказал оставаться внизу. Бруно не хотел меня видеть, и приказал, чтобы меня рассчитали прямо у ворот. По крайней мере, я была в согласии с собой, поскольку смогла сорвать маску лицемерия с него принародно. Это было не так просто добиться, поскольку он всегда играл роли. Однако за это я поплатилась своим местом работы.

Так как официально я была уволена без веской причины, то по бразильскому трудовому кодексу, Бруно нес траты, чтобы оплатить увольнение сотрудника 1) без веской причины, 2) без предварительного срока 1 мес. Это гарантировало мне некоторые финансовые компенсации с его стороны, как работодателя.

К тому же за ним еще была выплата счета FGTS — так называемый гарантийный фонд, который начинается копиться на внутреннем счете каждого сотрудника от момента официального оформления на данном месте работы. Этот фонд идет за счет отчислений из зарплаты, где-то 10% с каждой зарплаты отходит в этот гарантийный фонд. Соответственно чем дольше работник проработал в данной фирме, тем больше будет финальная сумма его гарантийного фонда.

Однако там есть некоторые оговорки, для отдельных случаев. Но в моем случае все было в мою пользу. Плюс полный расчет с фирмой.

К тому же я могла подать документы о внезапном увольнении без предупреждения в муниципальную службу трудоустройства, которая рассмотрела бы мой случай и вполне возможно выдала бы из бюджета, некоторую финансовую помощь, поскольку поиск работы в тот период был делом особенной трудности.

Декабрь, 2008

Декабрь прошел быстро. После того, как я потеряла работу, трудно было найти что-то достойное в короткий срок.

Анжело жил в ритме собственной жизни. Просыпался в 13 30. Принимал ванну, пил какао и в 14 30 уходил на работу. Возвращался в 1ч ночи. И так каждый день. Из-за своего неудобного графика, он не мог или не хотел просыпаться по утрам, и не ходил на занятия в университет, потерял целый семестр. Ему пригрозили, что отчислят. Он пытался оправдываться, писал объяснительные.

Со временем я поняла, что мои усилия добиться от него нормального графика жизни идут, как вода сквозь решето и только еще больше истощают мою психику. Приходилось закрывать глаза и часто делать то же, что он, чтобы избегать трений на почве его лени, которую он любил больше, чем кого-либо на свете.

На работе у него был, в основном, мужской коллектив. Некоторые медленно, но верно продвигались на более высокие должности, а он после долгой борьбы со своими опозданиями, всё же выровнялся и стал приходить ко времени на работу, но в силу многих факторов, его не продвигали, хотя сам по себе он умный и смышленный человек. Со временем ему стали давать стажировать новичков и он уже чувствовал себя на уровень выше. Но, чтобы реально продвинуться на следующую ступень нужно было из оператора (старшего оператора) стать управляющим оператором их отдела. На эту должность претендовал он и еще один молодой человек. В тот раз его не выбрали.

Частое явление были корпоративчики после работы дома у кого-нибудь из их отдела. Дни рождения прямо на работе. Он звонил и говорил, что пойдет со всей группой коллег, к одному из них отдохнуть после работы. Там они пили, делали шурраско, смотрели кино. Он стал приходить домой иногда в 3-4 ч ночи.

На тот момент, у меня не было большого круга знакомств, то естественно, мой круг был он. Еще Этел и Изольда. Я понимала, что нужно что-то изменить, чтобы выйти из депрессивного состояния, в которое я всё чаще стала погружаться, находясь день за днем дома одна.

Близилось время рождества. Семья Анжело собралась ехать в свой родной город Три Марии, в глубинке Минаса. Анжело должен был один из праздников находится на работе. Он выбрал работать в Рождество, а Новый Год провести со мной. И встретить Новый Год в Три Марии.

Свекровь звала меня с ними поехать в Три Марии и хорошо провести Рождество за столом со всей семьей, а не сидеть тосковать дома одной. Но я отказалась. Как-то чувствовала себя обязанной быть ближе к мужу. Сейчас я бы так не поступила.

Вновь я увидела его бабушку Жандиру. Познакомилась с остальной семьей. Мы остановились у Жандиры в доме. Хотя и у остальных родственников было много места для гостей. Жандира была такая бабушка, о которых рассказывают как в сказке. Постоянно что-то пекла, пироги, печенья, держала курей и петухов, причем их курятник был тесно связан с жилым домом. Хотя это не деревня никакая, но у нее были куры, петухи. Две собаки сторожили дом.

Анжело мне описывал этот городок как самый жаркий город Бразилии, даже жарче Рио. Реально, настолько жарко мне еще нигде не было. Тем более что время декабрь-январь в Бразилии лето! Жарко, душно, тропические ливни пару раз в день.

Вся команда уехала в Три Марии, я осталась одна в квартире и ждала его домой ночью. Мы даже не купили еды, ни индейки. Я встретила Рождество одна с телевизором. Он пришел за полночь. У нас было вино и всё. Так прошла рождественская ночь.

Новый год 2009

Перед Новым Годом, мы поехали в Три Марии. Ехать долго. На машине где-то 5,5 ч, если делать остановки по дороге. Пейзажи за окном чудесные. Холмы, горы, бразильские коровки мирно пасутся на склонах.

Приехали к вечеру. Городок был небольшой. В городе что ни улица, то какие-нибудь родственники живут, друзья. Вся его семья была отсюда. Люди простые, добродушные, милые. Бесчисленные кузины, тетушки, их мужья. Уклад провинциальной жизни лечит эмоциональные перегрузки, никуда не надо торопиться, бежать. Всё размеренно, спокойно.

Пожилые люди редко отмечают Новый год. Новый год больше для молодежи и людей средних лет. А пожилые идут спать. Нет традиции ломящегося стола. Максимум, что есть на Новый Год, это поход в ресторан, клуб под открытым небом, закуски, десерты, вино, шампанское, фейрверки, танцы, прогулки ночью. И выступления музыкантов. По ТВ ничего интересного нет, только концерты с поздравлениями бразильских певцов.

От смены климата, мне было не хорошо в тот вечер, а мы приехали 31 декабря. Я легла спать в спальне Жандиры. Там было прохладно и темно. Проснулась в 19 ч. И вдруг поняла, что вот сейчас где-то далеко в России, бьют куранты полночь и Новый Год для моей мамы уже наступил.

Я вышла из спальни. На кухне было много народа. Родственники и семья собрались за столом. Были обсуждения семейных дел и проблем. Жандира готовила свежий кофе и подала печенья с сыром. Всё было по-семейному уютно.

Вечером выяснилось что все, кто после 50-ти лет, собираются просто лечь спать. А мы, кто помоложе, собрались в открытый клуб на берегу озера, отмечать Новый год.

Мы взяли машину свекрови. Поехали я, Анжело, его сестра Изабел, ее друг Игорь и ее подруга. Были закуски мясные и вино. Для меня вечер больше был с целью встретить Новый год в необычном месте, под звездным небом, загадать желания. В толпе бразильской молодежи. Посмотреть фейрверки. Быть рядом с мужем.
Новый год состоялся. Хотя в последние пять минут Анжело потерялся в толпе, побежал за чем-то к столикам и в последнюю минуту мы нашлись, встретили год вместе. Фейерверк был красивый.

Ночевали в доме его тети Доры. Приехали под утро. Анжело спал до обеда, а я маялась от безделья, делать было нечего, а на улицу было лучше не высовывать нос — он бы расплавился тут же. Я ждала пока он проснется. Когда он проснулся, мы собрались обедать и позаниматься русским языком. Он просил об этом, но сам откладывал момент урока.

Но не успели мы сесть за стол, позвонил один из его кузенов, позвал его к себе домой, где уже собралась шумная компания двоюродных братьев, чтобы пить пиво и готовить барбекю. Он быстренько задвинул планы обедать со мной и уроки по русскому. Сказал, что уходит и вернется вечером. Я расстроилась.

Вечером, когда еще было светло, я решила пойти пешком домой к его бабушке и побыть там. Однако точный адрес я не знала, и могла лишь пытаться найти ее дом по визуальному воспоминанию, где мы заезжали.

Я сказала его тете, что пройдусь подышать воздухом. А сама ушла куда глаза глядят. Центральный круг города нашла быстро и пошла в тот район, где жила бабушка Жандира. Однако старые улочки были там на одно лицо, тем более, что я была тут впервые, и точно не помнила как выглядят ее ворота. Стала плутать. Мобильный без денег. Звонить за пределами Белу Оризонти очень дорого.

На одной из улиц я увидела кошку. Кошка бежала через улицу к большой коробке в тени одного жилого дома. Из коробки выглядывали котята. Одни уже вылазили наружу, другие сидели в ней. Я подумала, что кошка с котятами принадлежат хозяину дома. Но они казались неухоженными для домашних кошек.

Постучала в дом, позвонила. Долго никто не выходил. Потом вышел мужчина. Он был в душе, поэтому долго не открывал. Я спросила, что за котята. Он сказал, что кошка была бездомной, привязалась к его дому и потом родила котят, теперь он подкармливает целую семейку, кошку с котятами. Котята были молочные, может 1 мес.

Один котенок показался мне особо миленьким, глаза по цвету были как у меня. Я поняла, что хочу эту кошку себе (котенка). Это была девочка. Она пищала и брыкалась, не хотела уходить со мной. Однако я взяла ее с собой. Со временем она успокоилась.

Я продолжала странствовать по улицам, солнце уже садилось и мне становилось не по себе, что я заблудилась. Хотя негласное ощущение: «Ну что может со мной случиться в Бразилии?» меня не покидало. Я не ощущала ни страха, ни отчаяния. Я встретила одну женщину средних лет и попросила ее помочь мне найти адрес и дом Жандиры, она оказалась служащей полиции…